Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
* | Виды функциональной грамотности |
---|---|
Читательская грамотность | способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность | способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность | способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности
Читательская грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Финансовая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Глобальные компетенции - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Естественнонаучная грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Креативное мышление - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
Функциональная грамотность 5,7 класс.
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
Методические материалы по формированию и оценке функциональной грамотности
Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)
Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)
Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)
Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
Нормативные документы по формированию и оценке функциональной грамотности
Документы федерального уровня
- Приказ Рособрнадзора №590/219 от 06.06.2019 г. "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
- Письмо Минпросвещения РФ от 21.01.2021 г. №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 г. №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
- Презентация проекта Функциональная грамотность
Документы регионального уровня